21.06.2010 текст: 

КОЭФФИЦИЕНТ ИЗНОСА. НОВАЯ ВЕРСИЯ

Созданы новые правила расчета расходов на ремонт автомобиля, попавшего в ДТП...
 
Созданы новые правила расчета расходов на ремонт автомобиля, попавшего в ДТП
В страховой компании мне уменьшили выплату по ОСАГО за то, что у меня автомобиль 2007 года, хотя я слышал, что некоторые люди через суд получали полную сумму ущерба. Вы могли бы помочь обратиться в суд?
Виталий

Вы, наверное, имели в виду выигранные дела в арбитражных судах. Действительно, еще полгода назад практика арбитражных судов складывалась в пользу потерпевших. Несмотря на законодательно закрепленный принцип единства судебной системы, суды общей юрисдикции принимали решения, диаметрально противоположные решениям арбитражных судов. Судебные инстанции, рассматривающие споры с участием граждан, поддерживали позицию страховщиков и признавали учет износа законным. Арбитражные суды, которые разрешали споры между юридическими лицами, полагали, что учет износа нарушает права потерпевших на полное возмещение убытков и обязывали страховые компании возмещать полную стоимость восстановления автомобиля. Такая противоречивая судебная практика, возникшая потому, что понятие «износ» в законе об ОСАГО отсутствовало, давала надежду, что все-таки депутаты склонятся к позиции Высшего арбитражного суда РФ и законодательно закрепят обязанность страховых компаний возмещать ущерб в полном объеме. Однако все произошло наоборот. В феврале этого года в статью 12 Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был добавлен пункт 2.2, которым была поставлена окончательная точка в вопросе учета износа: «Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Теперь даже арбитражные суды не помогут автовладельцам взыскать полную стоимость восстановления, так как понятие «износ» появилось в тексте закона. Поэтому и оспаривать износ в судебном порядке не имеет смысла ни физическим, ни юридическим лицам.

Эксперт, осматривавший мою машину — ВАЗ 2101 1975 года выпуска, сказал, что за такие старые автомобили страховые компании выплачивают копейки. Я считаю, что это неправильно. Ведь запчасти-то все равно придется покупать новые. У меня повреждены бампер, задняя панель, правый фонарь и заднее крыло. Неужели компания действительно выплатит мне очень мало?
Н.Н.

Я тоже считаю, что учет износа нарушает основополагающий принцип гражданских правоотношений — право на полное возмещение причиненных убытков, но наши законодатели имеют на этот счет иное мнение, и поэтому при определении размера выплаты износ вашего автомобиля будет учтен. Замечу, что размер коэффициента износа согласно новой редакции Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не может превышать 80 процентов, какой бы старый автомобиль у вас не был.
Мой автомобиль получил повреждение при аварии, в которой я не виноват. На экспертизе мне сказали, что износ будет около 20%. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что страховая компания выплатит мне сумму. необходимую для восстановления автомобиля, за минусом 20 процентов?
Андрей

Нет, неправильно. Износ применяется только к заменяемым деталям, узлам и агрегатам. Если для восстановления автомобиля достаточно только ремонтных работ, то никакого износа не будет.

По телевизору сказали, что сейчас выплаты по ОСАГО будут считать по-новому. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее, так как мои документы сейчас находятся на рассмотрении в страховой компании, и я бы хотел проверить, правильно ли рассчитает выплату страховщик. Спасибо.
Нина Григорьевна

Действительно в конце мая этого года было официально опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». Выход этого постановления был предопределен  новой редакцией Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 1 февраля 2010 года. Согласно этим правилам размер расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается на дату дорожно-транспортного происшествия. Известно, что страховые компании должны производить выплаты не позднее 30 дней после получения последнего документа. Срок рассмотрения дел, в которых есть потерпевшие, здоровью которых причинен вред, может длиться несколько месяцев, за это время стоимость работ и запасных частей может измениться. В таких случаях у потерпевших и страховщиков возникали споры по поводу того, на какую же дату делать расчет: на дату ДТП или дату передачи страховщику последнего документа. Теперь правительство четко определило этот момент.
Еще одним новшеством является то, что размер износа на запасные части будет зависеть от материала, из которого изготовлена эта деталь. Например, на пластиковые детали износ будет меньше, а на металлические — больше. По отдельным формулам будет рассчитываться износ аккумуляторов и шин. Сейчас при расчете коэффициента износа используется один процент на все заменяемые узлы и агрегаты. Кроме того, для комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством запрещается движение транспортных средств, а также для подушек безопасности и ремней безопасности транспортных средств принимается нулевое значение износа. Перечень этих деталей будет утвержден отдельным документом и появится позже. Это новшество совершенно логично и обоснованно. В моей практике был случай, когда суд, вынося решение, применил коэффициент износа в 64% к подушкам безопасности и тормозным шлангам. Сомневаюсь, что при восстановлении  автомобиля кто-нибудь решился бы установить эти детали с таким износом. Принятие новых правил позволит избежать таких нелепостей. Еще очень важным моментом является то, что размер износа будет зависеть от страны происхождения транспортного средства. Самый низкий коэффициент износа для легковых автомобилей будут иметь японские автомобили, далее идут транспортные средства, изготовленные в европейских странах, на третьем месте автомобили, произведенные в странах Северной и Южной Америки, на четвертом – машины азиатских производителей (кроме Японии). И замыкает список российский автопром. Так как понятие «страна происхождения» не конкретизируется в данном документе, не исключаю, что при практическом применении  этих правил могут возникнуть некоторые разногласия. Например, к какой категории необходимо будет относить произведенные в России Toyota Camry? Новые правила разъясняют и как расчитывать износ, в случае если какие-то агрегаты автомобиля подвергались замене. Если по результатам независимой технической экспертизы транспортного средства будет установлено, что комплектующее изделие было установлено при замене, произведенной до даты дорожно-транспортного происшествия, его возраст принимается равным разности между датой ДТП и датой предыдущей замены, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием принимается равным разности между пробегом транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия и пробегом на дату предыдущей замены комплектующего изделия.
Скажите, пожалуйста, с какого числа начинают действовать новые условия расчета выплаты по ОСАГО?
Г.

Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 361 от 24 мая 2010 года вступают в силу с 1 сентября 2010 года. Правда, я не уверен, что это осуществится на практике в установленный срок. Для того чтобы эти Правила смогли применяться, к ним необходимо разработать большое количество вспомогательной технической документации. А вот с этим, как показывает опыт, возникают большие проблемы. Так, до сих пор еще на утвержден государственный реестр экспертов-техников, предусмотренный законом об ОСАГО еще в 2003 году.