02.10.2008 текст: Галина Жиляева

ПОЖАРНЫЕ ГОНКИ

В Омске прошли городские соревнования по скоростному маневрированию среди отрядов МЧС

 В Омске прошли городские соревнования по скоростному маневрированию
среди отрядов МЧС

 В финале - лучшие
Хмурое сентябрьское утро. Однако стадион РОСТО выглядит празднично. Он расцвечен яркими флажками, стойками-ограничителями для выполнения фигур. Да и сами пожарные машины на фоне серого поля смотрятся впечатляюще.
Подобное мероприятие проводится раз в два года с целью повышения профессионального уровня водителей. Это соревнования по скоростному маневрированию на пожарных автомобилях среди команд отрядов Государственной противопожарной службы МЧС России по Омской области.
Отборочные этапы в округах прошли раньше, и сегодня на финал собрались 16 лучших экипажей города. В каждой команде – два человека: водитель автомобиля и пожарный.
Заканчивается построение участников, и показательный заезд выполняет экипаж 24-й пожарной части, многократного призера соревнований.

 В боевом порядке
«Пожарные расчеты работают в экстремальных условиях, по-этому и требования к ним предъявляются высокие, - говорит начальник Управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Омской области Вадим ДЬЯЧЕНКО.
- Все этапы соревнований приближены к реальным условиям, в которых каждое дежурство оказываются и водитель, и пожарные. Успех зависит от слаженности боевых действий экипажа в чрезвычайной ситуации. Сегодня команды демонстрируют свою боевую готовность и профессиональное мастерство. Соревнования по скоростному маневрированию давно стали традиционными. Они очень эффективны».
Все экипажи выполняют задания на автомобилях одной марки. Согласно требованям, это ЗИЛ-130, автоцистерна (в обиходе «бочка») или АЦ-40 (130) 63Б.

 Быстро, точно, уверенно
Задача водителя экипажа – выполнить все упражнения в определенной последовательности, как можно быстрей и без ошибок. За каждую сбитую стойку добавляется штрафное время. Водители маневрируют задним ходом только при помощи стекол заднего вида. Открывать двери и окна нельзя, исключение – стекло водителя.
Команды проходят 10 этапов. Этап «Круг» – движение по часовой стрелке между стойками - выполняют успешно практически все. «Колея» заканчивается для некоторых водителей сбитыми столбиками, между которыми проходят колеса их машин. На этапе «Бокс» нужно заехать передним ходом на площадку и задним ходом загнать автомобиль в бокс. Касание одного ограничителя обходится участнику в 15 штрафных секунд, а неполный заезд – в целые 50. Во время «Эстафеты» водитель, не останавливаясь, снимает кольцо с одной металлической стойки и вешает его на другую по ходу движения. За касание стойки некоторые участники получают ненужные им 50 секунд.
В основном задания под силу всем экипажам. Только на последнем этапе «Открытый водоисточник» неудачу терпят сразу несколько команд. Задача  действительно сложная. Нужно подготовить автомобиль к подаче воды , забрать ее из неглубокого резервуара и струей из ствола сбить мишень. Время падения мишени считается финишным.

 Все, как на работе
Экипаж 6-й пожарной части прошел все этапы. Водитель Николай Теслюк и пожарный Сергей Кейв ожидают результатов.

- На таких соревнованиях мы впервые. Волновались немного, но уже после старта сработала профессиональная привычка и поехали, как на обычный пожар. Выполнили задания с одним замечанием.
- Что оказалось самым сложным?
- Забор воды. Водоем тренировочный, емкость небольшая. Требовалось подать воду в рукав, да еще и оставить в водоеме.
- Моя задача была проще – развернуть рукав и направить струю в мишень. Я пожарный. Сложнее пришлось Николаю, ведь это соревнования по маневрированию.
- Как вела себя машина?
- Хорошо, так же, как на работе. ЗИЛ проверен временем, удачно взят за базу для пожарной цистерны. Автомобиль безотказный, ремонтопригодный. Летом, в сезон пуха и сухостоя, у нас бывает до 40 выездов на пожары в сутки. Машина справляется. Проезжает по узким аллеям на дачах, во дворах, где крупногабаритный автомобиль двигаться не сможет.
- Сергей, сколько лет работаете в пожарной части?
- Шесть.
- А вы, Николай?
- Восемнадцать.
- Ваше впечатление о соревнованиях?
- Они важны, особенно для специализированных частей, которые охраняют предприятия и на пожары выезжают нечасто.
Задания, которые мы выполняли, разработаны с учетом жизненных ситуаций. Например, заезжаешь во двор  между деревом и плитой, которой перегорожен въезд – вот тебе упражнение «Змейка». Заехал во двор, а там тупик, назад движешься – опять «Змейка», только задним ходом. Так что соревнования – полезная вещь. В них оттачивается наше мастерство.

 Победители
1 место – ПЧ-1 по охране Центрального округа
2 место – ПЧ-4 по охране Кировского округа
3 место – ПЧ-30 по охране Телевизионного завода